ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА. КАК ЕГО СОХРАНИТЬ?

      Комментарии к записи ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА. КАК ЕГО СОХРАНИТЬ? отключены

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Какой человек является психологически здоровым? Если составить его обобщённый портрет, то можно отметить такие качества как жизнерадостность, любовь к своему делу, творчество, активная гражданская позиция.

Этот человек нравственный, открытый, он принимает себя, признаёт ценность и уникальность других людей. Он постоянно развивается, способствует развитию окружающих его людей. Такой человек способен брать ответственность за себя и свои поступки, извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций, честен, силён духом. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, который находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, именно «гармония» является основным термином для описания психологического здоровья.

Психологическое здоровье дошкольника ассоциируется у взрослых со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением. При этом не всегда родители осознают свою важность в формировании здоровья собственного ребенка.

Среди основных причин психических нарушений и психологических проблем, мешающих развитию личности ребенка, следующие:

— разлад в семейных отношениях (в том числе, постоянная занятость родителей), который провоцирует психофизическое напряжение;

— «плохое» воспитание (нарушения в сфере детско-родительских отношений), которое приводит к неуверенности ребенка в своих силах;

— медицинские факторы (родовые травмы и т.д.), которые приводят к различным нарушениям психического здоровья.

Ребёнок-дошкольник с возрастом становится активен и самостоятелен, но во многих сферах жизнедеятельности не может обходиться без контроля со стороны взрослых. Семейное воспитание ребенка, посещающего дошкольное учреждение, не теряет своего значения, если оно согласовано с воспитанием, осуществляемым детским садом. Оно не только подкрепляет требования воспитателя, но и дополняет дошкольное воспитание, расширяет его. Большую роль в формировании и совершенствовании духовного мира дошкольника играет семья. В семье дети проходят первую школу морали, получают первые уроки жизни, приобретают навыки поведения, представления об окружающем мире. У детей вырабатываются вкусы и привычки здорового образа жизни, манера безопасного поведения.

Большая часть психологических проблем детей, так или иначе, связана с безграмотностью родителей в вопросах воспитания дошкольников. Ребенок страдает от недостатка внимания родителей, поэтому старается привлекать его любыми способами, в т. ч. и отрицательным поведением. Родителям необходимо обращать внимание на поведение и настроение своего ребёнка. Рекомендуется чаще советоваться со специалистами, проводить обследования даже здоровых детей и сделать все возможное для сохранения их здоровья и постараться устранить неправильное воспитание. Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка в семье, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей.

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Важно помнить, что детскую тревожность порождают:

  1. Негативные, неадекватные, завышенные требования, навязывание чуждых ребёнку интересов, ставящих его в униженное, зависимое положение.
  2. Повышенная тревожность самих родителей, стремление всё делать правильно.
  3. Противоречивые требования к ребёнку (нет единства в семье, неровное отношение родителей к нему).
  4. Стремление сравнивать своего ребёнка с другими детьми, с братьями и сёстрами.
  5. Эмоциональное отвержение, недостаток эмоциональной поддержки.

Как же предупредить страх, снизить его остроту, предотвратить появление тревожности у ребёнка?

Лучшее средство профилактики тревожности и страхов – это взаимопонимание родителей и детей. Оно возможно только в том случае, если взрослые осознают причины происходящих в детях возрастных изменений и в соответствии с ними корректируют своё отношение к детским проблемам.

  • Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи. Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
  • Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
  • Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.
  • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

Когда окружающие доброжелательно относятся к ребёнку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищённости. Обычно в этих условиях у ребёнка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растёт психологически здоровый человек.