КАКОЙ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК?

      Комментарии к записи КАКОЙ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК? отключены

Как мы реагируем на просьбы, мольбы и, иногда, истерики детей? Применяем приемы нашего, «советского» воспитания: командирский тон, ограничение родительского внимания, зачастую и отсутствие самого родителя, возложение на маленького человечка огромной ответственности и т.д. Либо наоборот, став «жертвой» такого воспитания, стараемся дать своему ребенку только самое лучшее, выполнять любые его прихоти, «носим на руках», чтобы не травмировать маленькую личность.

Однако мы забыли, что помимо благ материальных советские родители передавали детям огромный опыт, формировали интерес к жизни и стремление к познанию, предоставляли свободу для творческого поиска и самостоятельности. Мир изменился. Жизнь изменилась. Изменились дети.

Какой он, современный ребенок?

Многие родители и учителя говорят о печальной тенденции: современный ребенок не хочет ничему учиться, не слушается, ему больше интересен компьютер или планшет. Также дети легко получают желаемое, но быстро теряют к нему интерес. Зачастую у них совершенно отсутствует мотивация, самостоятельность умение адаптироваться. Попробуем разобраться в причинах.

С самого рождения каждый из нас развивается индивидуально. Невозможно изобрести универсальный метод воспитания, который бы подходил абсолютно каждому малышу. Но есть общий ряд факторов, мешающих детям развиваться гармонично.

НЕДОСТАТОК ОБЩЕНИЯ

Очень часто родители вручают ребенку смартфон или планшет, чтобы он развлекался и не отвлекал их, пока они занимаются своими делами. Это приводит к тому, что дети мало контактируют со взрослыми, между ними не выстраиваются доверительные отношения. Современные технологии часто отдаляют ребенка и родителей друг от друга.

Коммуникабельность – необходимый навык успешного человека. Она формируется с самого раннего детства, когда малыш общается с семьей и сверстниками. Умение контактировать с другими людьми не придет само, его надо развивать.

Что нужно изменить?

 Необходимо, действительно необходимо уделять своему ребенку время. Это время не должно быть большим, оно должно быть качественным. Создавайте благоприятную атмосферу при общении, задавайте вопросы о настроении, погоде, интересных событиях. Не превращайте эти редкие минуты вместе в «чтение нотаций» и «поучение жизни». Почитайте книжку, которая интересна вам обоим, расскажите интересную историю, которая с вами приключилась, поделитесь новыми знаниями, полученными за день и планами на ближайшее будущее. Делитесь эмоциями, хорошими и не очень. Знакомьте ребенка со своим миром и узнавайте его мир.

 ТЕХНОЛОГИИ

Они так плотно вошли в нашу жизнь, особенно в сфере развлечений. Современный человек проводит много времени в телефоне или компьютере, смотрит смешные видео в интернете и общается в мессенджерах. Дети – не исключение. Зачастую современный ребенок с малых лет проводит время за видеоиграми. Их динамичность и спецэффекты захватывают его воображение, информация, показанная на экране, легко усваивается.

Проблемы начинаются, когда ребенок приходит в школу. Учебная и художественная литература не несет в себе той яркости, которой обладает монитор компьютера, а учеба дается гораздо сложнее, чем прохождение уровней в любимой игре. Из-за этого детям быстро надоедают занятия, а интерес, появившийся на первых порах из-за смены обстановки, быстро угасает.

Привычка полагаться на высокие технологии расслабляет детей, понижает их мотивацию узнавать новое. Ведь когда ребенок может получить любую информацию, нажав несколько клавиш, он перестает ценить ее. Также можно долго писать о вреде здоровью физическому и психическому.

Как уберечь ребенка?

Ограничьте использование телефона или компьютера. Создайте определенные правила их использования, которые должны неукоснительно соблюдаться. При контроле Вы должны пользоваться только своим авторитетом и умением договориться, не прибегая к крикам и шантажу.  Приучайте детей к тому, что такого рода развлечения не право, а поощрение за заслуги: помощь по дому, хорошее поведение. Так у ребенка появится мотивация к труду, вы приучите его к монотонной, но важной работе, воспитаете в нем помощника и самостоятельного человека.

Зачастую, увлечение гаджетами происходит из-за отсутствия других впечатлений в повседневной жизни ребенка. Вовремя не наученный играть ребенок постоянно требует развлечений и привлекает внимание взрослых. Те, в свою очередь, не имея возможности помочь ребенку (читай: не умея с ребенком общаться, не желая тратить на него свое время, занимаясь «более важными» делами), снова предлагают ему телефон/планшет/телевизор. Замкнутый круг. А разорвать его просто необходимо.

Вопреки мнению таких родителей, это не потребует громадного количества времени или сил. Ребенок, появляясь в этом мире, ничего не умеет. Он не умеет строить дома из кубиков, не умеет одевать куклу, не умеет копать лопаткой, не умеет собирать фигуры из «лего», рассматривать картинки в книжке, задавать вопросы, делать бутерброд… И не будет уметь, если его не научит взрослый. Учите! Учите своим примером. Постройте смешную башню вместе и вы удивитесь, как в следующий раз сын выстроит башню в 2 раза больше без Вашей помощи. Переоденьте кукле платье и заметите, что дочь с удовольствием заботится не только об игрушках, но и о домашних животных. И опять – без Вашей помощи. Ребеночек задает вопросы? Отвечайте, задавайте вопросы ему. Интересуется, что Вы готовите? Пусть «поможет». Сделайте традицией совместное приготовление выпечки в выходные или выгул собаки, развешивайте вместе белье и ремонтируйте мебель, поливайте цветы и украшайте квартиру к празднику. Ребенок не помешает Вам. Он поможет настолько, насколько способен. При этом его жизнь будет эмоционально и интеллектуально наполнена.

 ИЗОБИЛИЕ БЛАГ

Современные дети растут в комфортных условиях. Вкусная еда, красивая одежда, новейшие гаджеты – родители, познавшие времена дефицита, хотят максимально дать все лучшее своим чадам. Ребенку достается все легко, не за какие-либо заслуги, а просто так. Поэтому он не может оценить по достоинству усилия, которые прилагают взрослые, чтобы его порадовать.

Также обстоят дела и с нематериальными потребностями ребенка – зачастую его желания исполняются сиюминутно и по первому требованию. Мы берем детей на руки на прогулке, хотя они не могли устать за пять минут медленной ходьбы, чуть ли не бежим домой, если ребенок сказал, что немного проголодался. Это приводит к тому, что дети привыкают к повышенному комфорту, им трудно перенести малейшую стрессовую ситуацию.

Способность отложить свои потребности на второй план очень важна во взрослой жизни. Без нее сложно представить себе успешного человека.

Что можно сделать?

Научите детей различать «хочу» и «надо». Не все наши желания будут исполняться по щелчку пальцев, чем раньше малыш это усвоит, тем лучше. Есть то, что нам делать не хочется, но необходимо, «не нравится» или «скучно» — не должны стать аргументами для того, чтобы избегать своих обязанностей. А обязанности у ребенка уже должны быть. Посильные ему, «ответственные», вознаграждаемые похвалой.

Попробуйте накопить с ребенком деньги на желаемую игрушку, дайте возможность «заработать», выполняя поручения, в конце концов, дождаться праздника и получить эту игрушку в подарок. Требования к ребенку и выполнение его желаний должны быть согласованы в семье. И если решили ребенка побаловать, то это должно быть не результатом сиюминутной истерики ребенка в магазине и на прогулке, а обдуманным шагом взрослого.

ОТСУТСТВИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Многие родители считают, что у современного ребенка большие нагрузки: сложная программа, кружки и секции, репетиторство и домашние задания. Отчасти это так, но чаще всего ребенок устает не от своих обязанностей, а от неправильного распорядка дня и отсутствия дисциплины.

Дети еще не умеют самостоятельно расставлять приоритеты, что часто негативно сказывается на их самочувствии. Если бы ребенок сам выбирал, как ему провести свой день, то, скорее всего, он бы предпочел провести его у компьютера, питаться вкусной, но нездоровой едой, лечь спать под утро, а проснуться к обеду. Недосыпание, отсутствие спорта, полезной пищи и свежего воздуха разрушают здоровье детей.

Как поступить?

Начните с введения режима дня, ведь дисциплина – это основа здоровья. Недосыпание, неправильное питание, сидячий образ жизни, отсутствие прогулок на свежем воздухе – все это негативно сказывается на растущем организме ребенка и на его психологическом состоянии. Дети всегда знают, что хотят получить, но у них еще не выработана сила воли, чтобы ограничивать себя от того, что им мешает или вредит. Эта задача ложится на плечи взрослых. Самый быстрый и самый легкий способ – собственный пример. Сложно научить ребенка вставать рано, если родители сами любят понежиться в кровати до обеда. Невозможно отучить от компьютерных игр, если мама за обедом в «инстаграмме», а папа ночами играет в «танчики». Никогда не требуйте от ребенка того, чего не в состоянии выполнить сами. Измените свою жизнь, ради будущего, Вашего и Ваших детей.

НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Естественно, родитель желает своему ребенку только добра, стремится оградить его от самых различных неприятностей. Но вот дети растут, а взрослые не перестают их опекать. Конфликт в детском саду – родитель спешит договориться, не получается домашнее задание – делает его за ребенка. Ежедневно мы в детском саду видим, как папа натягивает носочки на шестилетнего сына, пока он смотрит мультики в телефоне, а мама бежит с платочком вытереть носик пятилетней дочери, пока та хвастается смарт-часами перед подружкой.

Неприспособленные, полагающиеся во всем на взрослых, неуверенные в своих силах дети только преумножают эти негативные стороны по мере своего взросления. Отсутствие самостоятельности ведет к тому, что ребенок вырастает инфантильным, сдержанным, ведомым и безынициативным.

Что изменить?

Это, пожалуй, самая сложная задача. Ведь воспитывать в этом случае нужно уже не ребенка, а родителя. Конечно, влияние взрослых важно для детей, но не менее значимым является умение решать свои проблемы самостоятельно. Родитель должен быть опорой, а не глухой стеной между ребенком и окружающим его миром. Желание держать ребенка под контролем, страх, что ребенок попадет в неловкую ситуацию, с которой не может справиться, заставляет родителей все и везде решать и делать за него. А вдруг трехлетка колготочки наоборот наденет, а вдруг поделка сыночка в его «подготовке» хуже всех получится, а если сам есть будет, рубашечку запачкает… Стыдно будет? А кому стыдно? Не ребенку. Родителю. Получается, чтобы быть не хуже всех и чтобы знания и умения ребенка не подвели, мы мешаем ему стать самостоятельными, совершить эти самые ошибки, на которых он должен научиться и получить свой собственный, но такой необходимый ему опыт. А что в итоге мы уже знаем.

Так что же Вы выбираете: психологически здоровая, развитая, активная, наученная жизни маленькая личность или тихий, удобный Вам и обществу ребенок