Что такое индивидуальность и как с ней справиться
Часто ли вы слышите фразу «Все люди разные»? Никто не будет спорить, что мы любим разные фильмы, разную еду, разную одежду, разных людей.
Кто-то не пропустит ни одной вечеринки, а кто-то с удовольствием попьет чай на собственном балконе; один любит путешествовать, другой – лучше посетит маму; первый – участвует в экстремальных видах спорта, второй – всплакнет над грустным фильмом. Наша индивидуальность – она и внутри: это наши чувства, эмоции, переживания. И мы не задумываемся, что это не только про нас — взрослых, но и про наших детей. Каким бы ребенок не был маленьким, он уже проявляет свою индивидуальность, которую мы часто не замечаем (или стараемся не замечать). Речь не о том, какой мультик он любит, а о том, как он его любит: так, что каждый раз сопереживает героям или так, что будет смотреть от скуки, пока не показали новый, поинтереснее. Все свои эмоции ребенок, как и взрослый переживает индивидуально, один малыш реагирует на происходящее бурно, выплескивая на окружающих все, что чувствует, другой может казаться совершенно черствым, но испытывает внутри настоящую бурю, а до третьего и вовсе сложно достучаться.
Формирование индивидуальности ребенка начинается со среды, где он растет, ассоциаций, накопленных им в детстве, воспитания, особенностей семьи и обращения с ребёнком. Большую роль в проявлении индивидуальности играет и темперамент – качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Темперамент задает темп деятельности, ее ритм, определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения. Еще Гиппократ выделил 4 типа людей, которые мы теперь называем типами темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. У детей черты того или иного типа темперамента проявляются уже в возрасте 3-х лет, причем в одной семье легко могут родиться дети с разным типом темперамента и их воспитание тоже должно складываться по-разному, исходя из индивидуальных особенностей личности. Если быть внимательным, можно понять, к какому типу темперамента относится ваш ребенок и найти так необходимый ему индивидуальный подход. Попробуем?
- Ребенок сангвинического темперамента чаще всего находится в хорошем настроении, жизнерадостен. Все внутренние переживания у него проявляются внешне: он громко смеется, громко плачет. Проявляя яркие эмоции, с удовольствием берется за новое дело. Его мимика, жесты и речь очень активны, быстры и выразительны, он может долго сосредоточиться на одном деле, но только в том случае, если это дело ему интересно, иначе – он его легко бросает и переходит к новому. Чувства, интересы и настроения такого ребенка часто неустойчивы. Легко меняет деятельность, переходит к новому режиму, привыкает к новым людям, обстановке. Он любит активную, разнообразную и шумную игру, быстро перестраивается.
- У ребенка-холерика часто меняется настроение, причем эмоции очень бурные, может даже показаться, что ребенок «переигрывает». Он часто несдержан, нетерпелив, вспыльчив, активен в игре, предпочитает подвижные игры, иногда даже просто беспорядочный бег. Такому ребенку трудно сконцентрировать внимание, переключиться с одной деятельности на другую. Его движения и речь быстры, прерывисты. Ему трудно быть спокойным длительное время, из-за чего он может часто нарушать правила игры и нормы поведения.
- Ребенок-флегматик отличается низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неактивно, иногда и вовсе незаметно, речь негромкая, медленная. Он может долго включаться в деятельность или игру, делать все медленно или просто наблюдать, но, поняв правила, тщательно подходит к выполнению задания, может делать любое дело тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на чем-либо. Игры он предпочитает спокойные, без лишней физической активности, те, что требуют дисциплины, спокойствия, усердия. Общение с другими детьми не столь важно для флегматика, они могут нарушать его внутренний покой и концентрацию.
- Ребенок-меланхолик очень чувствителен, раним, обидчив, часто подвержен тревожности и страхам. Он глубоко и ярко переживает эмоции, даже в те моменты, когда нам, взрослым, это незаметно. Речь малыша очень тихая, невыразительная. При этом у него бывает очень хорошо развита эмпатия и саморефлексия, он способен сопереживать другому, хорошо улавливает настроение и чувства других людей, природы. Меланхолик быстро утомляется, может выглядеть вялым, тихим. Играть он любит в спокойные, не затяжные игры с простыми правилами, к общению со сверстниками не стремится, хорошо играет один.
Вы можете заметить у своего ребенка черты нескольких типов темперамента, так называемые «чистые» представители встречаются нечасто. Важно понимать, что принадлежность к какому-либо типу темперамента не является «хорошей» или «плохой» чертой, это уникальность, непохожесть на других, то, что определяет ребенка (а в последствии и взрослого) как личность.
Индивидуальный подход к воспитанию подразумевает не только понимание особенностей ребенка, но и возможность применить свои знания в общении с ним и при организации воспитательно-образовательной среды как дома, так и в детском саду.
Родителям ребенка-сангвиника нужно:
- проявлять требовательность и строгость;
- следить за тем, чтобы начатое дело было выполнено качественно и до конца, не оставлять без внимания мелкие нарушения;
- небрежную работу следует переделать, возможно, ребенку необходима помощь;
- воспитывать внимательное отношение к другим детям.
С ребенком-холериком родителям необходимо:
- соблюдать строгий распорядок дня;
- разговаривать с ребенком следует тихо, спокойно, но без уговоров;
- к активности нужно относиться с пониманием, но за два часа до сна следует отказаться от активных и эмоциональных игр и гаджетов;
- развивать внимание и усидчивость;
- воспитывать умение управлять своим поведением и соблюдать правила игры;
- приучать к основным правилам общения: просить, говорить спокойно, слушать внимательно.
Родителям ребенка-флегматика нужно обратить внимание:
- не следует применять угрозы и окрики, излишне торопить ребенка;
- хвалить ребенка за быстро и качественно выполненную работу;
- нужно привлекать ребенка к совместной работе и игре с другими детьми;
- чаще побуждать ребенка к активным действиям: подвижные игры, бег, игры на скорость.
Родителям ребенка-меланхолика нужно:
- ограничивать число игрушек, новые знакомства;
- чаще хвалить малыша;
- развивать общительность, расширять круг друзей и приятелей, привлекать к совместным со взрослыми делам;
- категорически нельзя наказывать ребенка, повышать на него голос.
Ваш ребенок уникален. И в нем добра, азарта, интереса, активности, любопытства, общительности ровно столько, сколько нужно этой маленькой личности, непохожей на другие. Будьте для своего ребенка опорой и поддержкой и он еще много-много раз обрадует вас своими достижениями — такими, которые только подчеркнут его индивидуальность и выделят из толпы.
Педагог-психолог МДОБУ ЦРР-Д/с №105 «Умка»
Третьякова Екатерина Александровна