В дошкольном возрасте дети активно учатся взаимодействовать с окружающими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками. Конфликт в этом случае — неизбежная часть отношений.
Причиной ссор и конфликтов между детьми становятся ситуации, которые нам, взрослым, кажутся пустяковыми, не требующими особого внимания, иногда даже смешными. Но не стоит забывать – ребятишки только учатся общаться, осваивать окружающую среду и окружающих людей, для них даже самая маленькая причина может иметь сложную внутреннюю структуру, а то, как конфликт разрешится, повлияет на восприятие ситуации, на отношение к оппоненту, доверие к взрослому, во многом повлияет на формирование личности и характера малыша.
Основными причинами ссор между детьми обычно становятся:
— желание обладать чем-либо (игрушкой, вещью, вниманием взрослого). Тут большую роль играет потребность подражать: «хочу иметь вещь, как у того ребенка», «хочу также играть», «его мама любит, хочу, чтоб меня тоже любила».
— желание быть лучше других. Ребенок может разрушить построенную другим малышом башню, потому что сам такую построить не смог, сломать чужую игрушку, потому что у самого такой нет, обозвать другого ребенка, когда он сделал что-то лучше и его похвалили… Похожих ситуаций куча. А чаще всего они возникают, когда родители имеют привычку сравнивать ребенка с другими, ставить других в пример.
— желание быть главным в любой деятельности – игре, помощи взрослому, обучении. Желание проявить себя и получить одобрение окружающих – естественное желание не только взрослых, все начинается с детства: попытки ребенка пройдут удачно – перед вами будущий лидер, неудачно – неуверенный исполнитель.
— жажда справедливости. Чаще всего вытекает из уважения к правилам игры, которую начали дети: распределение ролей, действия персонажей, развитие сюжета, количество и состав участников. Если ребенок освоил правила игры (особенно, если они дались ему нелегко), он ждет от других такого же исполнения этих правил. Он может проявить явное недовольство нарушениями порядка, что очень скоро может перерасти в открытый конфликт.
— «испытывание» себя и окружающих. Бывает, что ребенку просто интересно, как поведет себя другой человек (будь то взрослый или сверстник) при определенных действиях. «Мама увидит, что я сильный, если я толкну того ребенка?», «подружатся ли со мной, если я сломаю их снеговика?». В других ситуациях, плохие поступки совершаются и вовсе от скуки и желания привлечь к себе внимание.
Как бы родители не избегали ссор и конфликтов среди детей, они должны помнить, что конфликтная ситуация и конструктивный выход их нее очень многому учат их ребенка:
— понимать чувства и эмоции, предугадывать поведение других людей;
— уметь постоять за себя (не одно и то же с «ударить в ответ»);
— уметь найти компромисс или решение;
— уметь попросить помощи в сложной ситуации;
— контролировать собственные эмоции и пускать их в правильное русло.
Итак, дети вступили в конфликт, который не в силах решить самостоятельно. Зовут Вас им помочь. Есть основные правила:
Во-первых, каково бы не было ваше естественное желание защитить свое чадо, не вздумайте кидаться с упреками на чужого ребенка. Не имеете права. Ни по закону, ни по этическим принципам. Обращаться с упреками и воспитательными беседами нужно к родителям.
Во-вторых, отнеситесь к ситуации объективно. Часто родители, повторяющие «мой ребенок не мог такое сделать/сказать», бывают очень неприятно удивлены. Ребенок – это личность развивающаяся, меняющаяся, впитывающая в себя много нового, в том числе, от родителей. К тому же, ошибки может совершить каждый. Выясните мнения всех сторон, выявите причины конфликта. И еще: учтите, дети склонны иногда приукрашивать происходящее, либо произносить фразы, которые от них ждут.
В-третьих, никогда не отчитывайте провинившегося на глазах у остальных, даже если этого требуют другие. Простые правила воспитания «хвалить – при всех, ругать – наедине», «не ты плохой, а твой поступок» действуют и в конфликтной ситуации.
И наконец, самое главное: учите ребенка правильно реагировать и поступать при возникновении ссоры. Применяемые некоторыми родителями методы воспитания «потерпи, не реагируй», «не играй с ним больше», «дай сдачи» во многих случаях не работают, в некоторых приводят к еще большему обострению ситуации. В результате такого воспитания ребенок может стать объектом насмешек, могут возникнуть серьезные проблемы с адаптацией, социализацией, происходит разрушение личных границ и основных понятий о «хорошо» и «плохо».
Как подготовить ребенка к бесконфликтной игре.
- с ранних лет играть с ребенком в совместные, в том числе ролевые, игры, избегая соперничества. Наоборот, всячески показывать значимость сотрудничества в играх, приучать ребенка к тому, что каждый человек имеет свое мнение, свои чувства, это нужно учитывать в игре.
- развивать у ребенка чувство эмпатии (сопереживания) – учить ребенка понимать свои эмоции и эмоции других людей, на примере показывать, какие чувства вызывают наши поступки, учить умению успокоить и поддержать товарища, привести собственное эмоциональное состояние в норму.
- с раннего возраста позволять ребенку решать конфликтные вопросы, с которыми он может справиться самостоятельно, без привлечения взрослого. Это только разовьет его способности к ведению переговоров и не даст в будущем перекладывать проблемы на чужие плечи.
- обучать умению слушать и слышать другого человека, подобрать правильные слова для убеждения. В этом вам помогут постоянные тренировки, проигрывания ситуаций, беседы о собственном опыте, чтение подходящей литературы, которой в наше время предостаточно. Подскажите малышу, что крик и скандалы в просьбах совсем не помогают. Лучше с ним потренироваться произносить фразы «можно я поиграю твоей игрушкой?», «давай поменяемся на время», «давай я покажу, как можно еще поиграть твоей игрушкой» и др.
- приучать детей к тому, что у каждого есть что-то свое (вещи, игрушка, мама), что нельзя трогать и брать без разрешения хозяина. Это правило имеет и обратный ход – у вашего ребенка тоже есть такие вещи, которыми он не обязан делиться, даже если попросили (и ни в коем случае родители при этом не должны называть его «жадным»). Помимо знаний о личных вещах необходимо рассказать и об общих: игрушками в детском саду играют вместе, катаются на качели во дворе по очереди и т.д.
Запомните, будущие отношения вашего малыша с окружающими людьми напрямую зависят от того, как вы подготовите к ним ребенка. Ему помогут сюжетные игры, беседы о позитивном опыте, ваша поддержка, любовь, ну и, конечно, ваш личный пример.
«Вы спрашивали» рубрика педагога-психолога Третьяковой Е.А.