Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, которые позволяют всесторонне воспринимать окружающий мир. Ребенок познает цвета, звуки, размеры, формы, плотность, соотношение предметов, их сходства и различия. Ориентируясь на полученные знания, он уже может делать выводы о других свойствах предметов, их применении, безопасности. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Проще говоря, без развития сенсорного восприятия невозможно полноценное интеллектуальное и физическое развитие человека.
На новых возрастных этапах растет и сложность восприятия. Например:
- В возрасте двух-четырёх лет ребёнок может отличить куб шар и пирамиду (различает объёмные фигуры). Может сложить несложный рисунок из нескольких кусочков, осваивает названия основных цветов спектра, ориентируется в размерах предметов (соотнесение больше-меньше), может определить предмет на ощупь.
- В возрастечетырёх-пяти лет ребенок активно изучает цвета и оттенки (светлее – темнее), может определять длину, ширину, толщину, сравнивать предметы между собой.
- От пяти до семи лет сенсорное развитие детей претерпевает дальнейшее усложнение. С ребенком уже можно говорить об оттенках, сложных формах предметов, их составе и структуре. Ребенок уже может легко разбирать и рассматривать, определять из чего состоит предмет. Развивается способность к анализу и синтезу информации.
Большая роль в формировании сенсорной культуры отводится окружающей среде, её надо организовывать так, чтобы малыш накапливал звуковые, цветовые, объёмные впечатления. Ведь любая информация поступает к нам через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, поверхность тела. Каждый орган чувств получает свой специфический вид информации. Значит, окружающее пространство необходимо с раннего возраста наполнять различного рода возбудителями: цветом, светом, музыкой, предметами разной фактуры, формы, размера… чем разнообразнее будет среда, тем больше возможностей для сенсорного развития вы предлагаете ребенку. И напротив – скудный набор раздражителей может повлечь за собой отставание в психическом и интеллектуальном развитии ребенка.
Помимо развивающих игрушек и специальных занятий в каждой группе, в нашем детском саду функционирует сенсорная комната – интерактивная пространственная среда, насыщенная различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами для проведения образовательной, профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми. Дизайн комнаты продуман таким образом, чтобы все предметы, которые находятся здесь, были абсолютно безопасными; комплект напольного покрытия, комплект пуфов, воздушно-пузырьковая колонна с зеркалом, интерактивные панно «Звездное небо» и «Светящиеся нити», «Звездный дождь», приглушенный свет, множество развивающих сенсорных игрушек, тактильных панно помогают ребенку развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими людьми.
А как же родители должны развивать сенсорное восприятие своих детей? Организовать соответствующую игровую среду и регулярно, при любой возможности играть с ребенком. Задача упражнений и игр состоит в развитии зрительного и слухового восприятия, тактильной чувствительности. Игр для развития сенсорного восприятия существует достаточно: «Разложи по коробочкам», «Подбери крышку к коробочке», Игры с прищепками, «Геометрическое лото», «Что там?», «Картинки – половинки», «Цветные мячики» и множество других. Важно не откладывать «на выходные», «на лето», «на более подходящее время».
Игры на кухне. Дайте ребёнку кусочек фольги, пусть он помнёт её, потом вместе разгладьте фольгу обратно. Пошуршите кусочком фольги в процессе её сминания. Обсудите, что напоминают издаваемые фольгой звуки, форму, ощущения.
Крупы, бобовые, макаронные изделия – хороший материал для обсуждения форм и размеров, сравнения предметов, развития мелкой моторики.
Сенсорные коробочки. Любые по ощущениям предметы можно держать в тематических коробочках. Например «Морской мир» может состоять из камешков разной величины и формы, песка, фигурок морских обитателей, ракушек. «Ферма» может содержать фигурки животных, крупы, сено, образцы шерсти. «Лес» — шишки, веточки, кора дерева, фигурки животных. Разнообразие форм перечисленных предметов даст простор не только испытываемым ощущениям, но и полёту фантазии.
«Поймай зверька» — хорошее упражнение в игровой форме, позволяющее развить тактильные ощущения. Предложите ребёнку закрыть глаза, затем возьмите мягкую игрушку (желательно небольших размеров) и проведите ею по частям его тела. Ребёнок должен определить где «пробежал» зверёк — по ноге, спинке, шее и т.д.
«Мешочек с секретом» — интересная игра для тренировки тактильной памяти, закреплений представлений о форме предметов. Покажите и дайте пощупать ребёнку несколько различных мелких предметов: фасоль, бусины, крупу, макаронные изделия определённой формы. Проговорите названия этих предметов. Предметы положите в мешочек и попросите малыша наощупь определить то, что находится в мешочке.
Наблюдение. За изменениями в природе, за облаками, за поведением домашних животных, за настроением членов семьи… Наблюдение позволяет развивать способности к анализу, сопоставлению информации, познанию окружающей среды и возможности применить полученный опыт. Главное – позволить ребенку задавать вопросы и уделить время их обсуждению.
«Найди такой же». Круглый, острый, зеленый, большой…Ребенку нужно показать любой предмет и попросить найти вокруг что-то с таким же признаком. Когда ребенок справится с заданием, попросите вспомнить, что еще в мире бывает такое же. Дайте возможность ребенку тоже быть ведущим в игре.
Современные игры и игрушки. Нам давно известны игрушки, развивающие сенсорное восприятие: цветные кубики, матрешки, мыльные пузыри, светящиеся шарики, счетные палочки. А пробовали использовать гидрогелевые шарики, кинетический песок, «бизиборды», игрушки-липучки «Банчемс»? Множество современных авторских игрушек не уступают привычным в способности привлекать интерес и развивать определенные навыки. К тому же они могут быть многофункциональными и создать полноценную насыщенную среду (например «Игры Воскобовича», «Дары Фребеля» и др).
Конечно, вы не должны забывать, что игры и игрушки необходимо подбирать по возрасту и уровню возможностей ребенка. Итогом совместной работы детского сада и семьи в сенсорном развитии ребенка будет гармонично сформированная и самостоятельная личность.
Если у Вас возникли вопросы, мы можете задать их педагогам детского сада! Мы всегда рады Вам помочь!
Педагог-психолог МДОБУ ЦРР Д/с №105 «Умка»
Третьякова Екатерина Александровна